Праздники
Праздники России
Погода
Яндекс.Погода
Полезные ссылки

postheadericon Педагогический проект.

Научно – практическая конференция совместных проектов и исследовательских работ педагогов и обучающихся:

«Наука молодым. XXI век»

 Педагогический проект

  «Возрождение семейного чтения через проведение образовательного события»

Авторы:  

Алексенко Татьяна Ивановна

                                                                  Липатникова Татьяна Леонидовна

                                                                           Соврикова Елена Дмитриевна

МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1»

Верхнекетского района Томской области

2014 год

 

Анализ ситуации.

В младшем школьном возрасте маленький читатель делает первые шаги в большой мир литературы. Часто ли взрослый задаёт вопрос: «Чему научит книга ребёнка?». От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим читателем. Одной из безусловных ценностей семьи является традиции семейных чтений. Но на сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Происходит транформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными. Семья выбирает развлекательные передачи по телевизору или компьютерные игры. По данным анкетирования, проведённого в 1, 3, 4 классах, можно увидеть сложившуюся картину по проблеме семейного чтения сразу в 68 семьях.

Ответы на вопросы анкеты.

1
2

Результаты опроса учащихся.

3 
4

Очень важно сегодня привлечь внимание родителей к книге- важному фактору воспитания ребёнка, помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать. Приучение ребёнка к чтению- кропотливое занятие. Желание читать, интерес к чтению формируется в семье, основа его -привычка ребёнка читать(развернуть)

Проблема.

Учащиеся не читают дома, родители не придают значения роли чтения в обучении и воспитании ребенка.

Актуальность

Основной идеей нашего проекта является желание пересмотреть и направить работу на повышение  активности по возрождению семейного чтения. Эта идея возникла, когда  перед нами встала проблема безразличия родителей к чтению. Большинство родителей не только не видят значения чтения в обучении и воспитании детей, но и сами не читают. Они предпочитают вместе со своими детьми смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. Чтение перекладывают на плечи педагога. Выявив данную проблему, мы обозначили тему проекта.

Цель: способствование всемерной поддержке семейного чтения как важнейшего элемента культуры, роста творческой и социальной активной личности ребенка.

 Задачи:

  • Стимулировать умственное, физическое  и социальное развитие.
  • Развивать зрительные навыки и навыки аудирования.
  • Повышать уважение и уверенность к себе.
  • Вырабатывать мотивацию поступков.
  • Учиться ролевому моделированию совместно с членами семьи.
  • Воспитывать взаимопонимание, уважение и любовь между членами семьи.
  • Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  • Воспитывать бережное отношение к книге.

 Кадровое обеспечение:

  • Педагоги
  • Библиотекари.

Материально– техническое обеспечение:

  • Районная детская библиотека.
  • Школьная библиотека.
  • Фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений.
  • Видеотека: Видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей.
  • Книжный уголок в каждом классе.

Ресурсы:

Есть ряд условий, которые могут способствовать этому. Школа №1 находится в более благоприятных условиях по местоположению. В одном здании располагаются районная библиотека и школа. Есть группа творческих родителей и детей, которые будут инициаторами и помощниками учителей в подготовке и  проведении образовательного события «Мама, папа, я – читающая семья».

  • Детская художественная литература.
  • Детская познавательная литература.
  • Сценарии литературных праздников, викторин.
  • Портреты писателей.
  • Иллюстрации к произведениям.

 Дефициты:

  • Отсутствие формирования интереса к чтению с раннего детства.
  • Отсутствие домашней библиотеки.
  • Маленький читатель не знает авторов произведений.
  • Неправильная  организация  знакомства с произведениями.
  • Редкое посещение библиотек.

Партнёры.

  • Администрация школы.
  • Районная детская библиотека.
  • Школьная библиотека.
  • Педагоги района.
  • Родители.
  • Обучающиеся.

Сроки реализации проекта: долгосрочный, с ежегодным проведением образовательного события «Мама, папа, я – читающая семья».

Ожидаемые результаты.

  • Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  • Возрождение традиции семейного чтения.
  • Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
  • Стимулирование воображения, эмоционального, интеллектуального развития ребёнка.
  • Повышение уверенности в себе, уважения к себе.

Этапы проекта.

5
6
7

План реализации проекта.

  1. На основании анкетирования и изучения анализа техники чтения за последние три года заместителя директора по УР выяснить, на каком уровне находится техника чтения.
  2.  Собрание для родителей  с анализом  техники чтения и анкет.
  3. Планирование работы по привлечению родителей к возрождению семейного чтения.
  4. Организация совместных мероприятий с РДБ (Районная детская библиотека): беседы, круглые столы, викторины, встречи с местными писателями и поэтами.
  5. Участие в районных и областных конкурсах.
  6. Проведение образовательного события «Мама, Папа, Я– читающая семья».

 

Конечный продукт:

Методическое пособие по работе с родителями «Возрождение семейного чтения».

Критерии оценки.

Оценивание заочного тура будет осуществляться по 5-ти бальной системе, очного по 10-бальной.

8

Перспективы

Родители:

  • Будут стараться поддерживать традиции семейного чтения.
  • Будут повышать интерес ребёнка к художественной литературе.
  • Расширят круг детского чтения за счёт введения новых тематических рубрик.
  • Проявят уважение к чтению и отнесутся к нему как к серьёзному и очень важному и нужному занятию.

Обучающиеся:

  • Смогут самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения.
  • Будут правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне.
  • Будет сформирован интерес к литературе, как к виду искусства.
  • Будут сформированы нравственные качества ребёнка.
  • Будет выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.

Новизна проекта:

Новизна проекта состоит в том, чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса их развития  личности. Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье. Вовлечь каждого родителя в решении проблемы детского чтения и развития ребёнка.

Заключение.

Создание и реализация данного проекта устранит барьеры семейного чтения.

Ценность этой работы заключается в создании модели эффективного семейного чтения:

  • родители найдут время регулярно читать детям и вместе с детьми;
  • чтение дома будет поддерживаться и поощряться;
  • чтение для удовольствия будет осознаваться школой и семьёй, продвигаться библиотекой, как важная часть процесса обучения чтению.

Список литературы:

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В Программа «Истоки-М.:Просвещение.2003 год
  2. Иванова С.Ф. Введение в храм слова.-М., 1994 год
  3. Жукова Г.Д.Семейное чтение в год семьи.- М.,2007 год
  4. Крячко А.А. Сказка в домашнем театре.- М.,2003 год
  5. Нежданова Л.И., Киченко Е.А. Работа  с семьёй и продвижение семейного чтения.- М., 1996 год.
  6. Саляхова Л.И. Родительские собрания. М.- 2008 год
  7. Ушинский К.Д. Родное слово.- Новосибирск, 1994 год
  8. Шин С.А. Сценарии школьных праздников. Ростов –на –Дону.2002 год
  9.  http://www.labirint.ru/contests/81/

 Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

 

Комментировать

*