Праздники
Праздники России
Погода
Яндекс.Погода
Полезные ссылки

postheadericon Формирование самооценки у обучающихся первого класса

Научно – практическая конференция совместных проектов и исследовательских  работ педагогов и обучающихся:

«Наука молодым. XXI век »

 

Направление:  Проектная и экспериментальная деятельность педагогов

Статья в методический журнал

«Формирование самооценки у обучающихся первого класса в образовательной системе «Школа 2100»

  

Автор: Алексенко Татьяна Ивановна учитель начальных классов,

МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Верхнекетского района, Томской области

2014 год

«Оценка – это процесс, деятельность

(или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

Ш.А. Амонашвили

В педагогике под проверкой и оценкой знаний обучающихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности обучающихся с требованиями программы. В практике работы школы используются отметки и оценки. Отметка – это цифровое (бальное) выражение знаний обучающихся, фиксирующее уровень их обученности. Оценка – это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя сначала ставят обучающимся отметки, а затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер, а ведь смысл комментирования отметок заключается во — первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, а в- третьих, в обеспечении согласия обучающегося с выставляемой ему отметкой. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.

По мнению Ш.А. Амонашвили, оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Известный педагог противопоставляет понятия «оценка» и «отметка», трактуя последнюю,  как результат процесса оценивания, его условно-формальное отражение. Он пишет: «Уподобление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат». По мнению известного педагога, оценка как специфический вид активности в процессе обучения служит главной цели – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьников. Он вводит понятие “содержательная оценка”, которую понимает как “процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном для: а) установления уровня и качества продвижения и б) определения и принятия задач для дальнейшего совершенствования” [там же, с. 164]. Ш.А. Амонашвили называет два вида содержательной оценки: внешнюю (производит учитель) и внутреннюю (производится школьником). Оценочная активность осуществляется на основе эталона, т. е. образца процесса учебно-познавательной деятельности, ее ступеней, ее результата. Эталон должен обладать такими свойствами, как ясность, реальность, точность, полнота.

Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?

Авторами  Образовательной системы «Школа 2100»  была разработана и апробирована технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Она представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.

Что же делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?

Своим первоклассникам предлагаю начать работу по оцениванию  результатов в «Личных еженедельниках первоклассников». Этот необычный дневник – еженедельник поможет им войти в школьную жизнь и почувствовать себя в ней комфортно. Сего помощью ребята смогут сами определить для себя правила школьной жизни и научатся их соблюдать, научатся быть организованными, планировать свой день и учебную неделю, смогут сами оценить свою работу на уроке, успехи  в конце каждой четверти, в конце учебного года.

 1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.

Даю возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.

Даю детям возможность оценить содержание своей письменной работы.

Раздав тетради, с проверенными работами,  веду диалог с обучающимися, в котором главным являются такие вопросы:

– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны ли вы, что задание выполнено? (Коллективная самооценка обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)

Учитель Ученик
— Сейчас вы будете учиться оценивать свою работу. Откройте своё домашнее задание! Я посмотрела, и мне очень понравилось, как вы всё сделали! (Установка на успех! Не дает детям понять, что у кого – то  лучше.  А у кого – то хуже! ) Открывают, видят пометки и исправления учителя без отметок (значков, наклеек и т. п.)
— Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (обучение 1 – му шагу алгоритма самооценки) Кто – то из детей или все вместе говорят, какое было задание.
— Смотрите, каждый из вас по – своему, но хорошо сделал это задание! Получают учительскую оценку, но не отметку.
— Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? Коллективная самооценка – обучение 2 – му шагу алгоритма самооценки.
— Теперь пусть каждый сравнит, как он это делал, раньше (посмотрите первые свои работы) Сравнивают, отвечают.
— Видите, насколько лучше у каждого стало получаться! Дается установка на успех  и на сравнение с самим собой, а не с другими. Не страшно, если не всегда эта оценка соответствует действительности.
 — Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя!

Например, возьмёт наклейку и наклеит, нарисует значок ( лицо или зелёный кружок) и т. п.Наградить себя должны все, это и есть промежуточная цель – дать каждому почувствовать себя успешным. Если кто – то выполнил работу не очень хорошо, кто – то не полностью – на данном этапе это неважно: самооценка чаще бывает необъективной.

3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.

К уже известным  пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляю пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи  предлагаю ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок и закрасить его любым цветом.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой,  в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

Как ученик определит свою отметку?

К указанному выше алгоритму самооценки можно добавлять другие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик. Начиная со 23-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-е правило) и введения уровней успешности (6-е правило), к этому алгоритму могут быть добавлены вопросы.

Продолжение алгоритма самооценки:

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

—        Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)

—        В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)

4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.

Предлагаю ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи) закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.

Учитель Ученик
— Как мы награждаем себя за правильное выполненное задание?  — Закрашиваем кружок в дневнике или в тетради.
 — ты хоть и с ошибкой, но выполнил задание. Значит  закрасить кружок можешь?  — Да, наверное, могу.
 — Но раз ты допустил ошибку, закрашивать будешь полностью или только часть? — Только часть!  (Доля закрашивания значения не имеет)
-Правильно! Это поможет тебе запомнить, какая была ошибка, чтобы снова ее не допусть!

 

5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.

Далее  помогаю  ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем  предлагаю кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться не закрашенным кружком.

Учитель Ученик
  1. – Какое у тебя было задание, что надо было получить?
Объясняет задание.
  1.  – Сравни со своим ответом. Тебе удалось выполнить задание?
Сравнивает и признает (вполне возможно, что не сразу ), что цели не достиг.
— Получается, ты делал это задание, но справиться не смог? — Да.
— Ты честно признался, что не справился – не каждый способен на это!
— Как же нам поступить? Закрашивать кружок можно? — Наверное, нет.
— А нарисовать пустой кружок рядом с заданием? — Можно!  (Рисует кружок.)
— Правильно! Так ты будешь знать, какое задание у тебя не получилось, подготовишься и сможешь выполнить его. У тебя обязательно получится!

 

6-й шаг. Используем умение самооценки.

Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, перестаю проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагаю ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).

Где размещаются таблицы образовательных результатов?

В «Рабочем журнале учителя» бумажном или в электронном варианте.

«Рабочий журнал учителя» является не отчётным документом, а блокнотом для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.

В «Дневнике школьника» в бумажном или электронном виде.

«Дневник школьника» (в т.ч. «Личный еженедельник первоклассника») не является отчётным документом. Это инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника. По решению учителя ученик может фиксировать в таблицах Дневника свои образовательные достижения в виде:

— отметок (за контрольные работы, за отдельные задания, проекты и т.п.),

— самооценок (слов-характеристик, знаков).

Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.

Таблицы результатов в «Дневнике школьника» и в «Рабочем журнале учителя» не должны полностью совпадать, за исключением результатов контрольных и диагностических работ.

Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако,  когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 23 недели), его использование значительно повысит эффективность работы учеников.

Все эти усилия, как было экспериментально доказано, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успеха». Заметно возрастёт сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности.

 Литература:

 

  1. Р. Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А. Вахрушев и др. Образовательная система «Школа 2100». Личный еженедельник первоклассника. – Изд. 2-е, перераб. – М. Баласс, 2013. – 112с.,ил.

2.http://s842.zouo.ru/assets/files/Documents/FGOS/sistema_ocenki.pdf Интерне-ресурс «Официальный Сайт школы №842»

3.http://www.myshared.ru/slide/177830/ Интернет-ресурс «MyShared»

4.http://do.gendocs.ru/docs/index-39967.html?page=15 Интернет-ресурс «Учебные материалы»

 

 

Комментировать

*