Праздники
Праздники России
Погода
Яндекс.Погода
Полезные ссылки

postheadericon Развитие познавательной активности учащихся

Развитие познавательной активности учащихся начальных классов, посредством организации проектно – исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.

Т.И.Алексенко,

учитель начальных классов,

МБОУ«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Верхнекетского района, Томской области

«Вся жизнь – это эксперимент.

 И чем больше вы делаете

 экспериментов, тем лучше»

Ральф Уолдо Эмерсон

В настоящее время, как, впрочем, и всегда, в образовательном процессе большое значение уделяется повышению качеству обучения и   воспитания обучающихся. Напрашивается вопрос: «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?» Одним из способов реализации этой задачи может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, формулировать и решать проблему, умение принимать конкретное решение.

Проектная деятельность осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе внеурочной деятельности.

Проект — это план, замысел, в результате которого автор должен получить что – то новое: продукт, программу, модель, книгу, фильм, сценарий.

Проект – это одна из форм исследовательской деятельности. В педагогике под методом проекта понимаются совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим обучающимся. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Форма работы проектной деятельности – это исследовательская работа, поиск вариантов решения,  создание проблемных ситуаций на уроке.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

        монопроекты – в рамках одного учебного предмета. В образовательной системе «Школа 2100» на уроках   русского языка обучающимся такой вид проекта поможет перейти от преимущественного присвоения  необходимых предметных знаний к формированию набора умений, необходимых для самостоятельного решения учебных и практических задач. Например, на уроке по теме: «Правописание безударных падежных окончаний» учащимся, работая в парах, нужно составить инструкцию по проверке безударных окончаний имен прилагательных, чтобы записать текст SMS полностью.

        Межпредметные – по двум или более предметам.

Например, проект по созданию «модели машины времени», объединяет сразу четыре предмета: математику, литературное чтение, окружающий мир и технологию, а проект по созданию исторической странички два: окружающий мир и информатику.

Модели могут быть самыми разными. Можно дать полный простор своей фантазии. Есть только два условия:

а) в компьютер, управляющий полетом машины времени, нужно заложить собранную вами информацию о том историческом периоде, куда вы собираетесь лететь;

б) нужно сделать такую модель, в которую может войти пилот, у нее должен быть пульт управления полетом, устройство для принятия команд и другие необходимые части. Для этого вам придется поработать инженерами и сделать некоторые расчеты.

Далее предлагаю ребятам составить «пошаговый» план работы. Нам нужно:

1)    Придумать, как будет выглядеть (из каких частей будет состоять) наша модель;

2)    Подобрать материалы и детали, из которых мы будем ее строить;

3)    Подобрать команду для изготовления модели и распределить работу;

4)    Обдумать,  в какой последовательности мы будем работать (что, и в какой последовательности будет сделано);

5)    Сделать модель машины времени;

6)    Проверить, все ли сделано правильно;

7)    Презентовать модель (рассказать, как делается такая модель, всем, кто захочет сделать ее сам;

8)    Подготовить инсценировку «Полет на машине времени».

Надпредметные – это проекты, которые выходят за рамки предмета.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Работу по организации  проектно-исследовательской деятельности  во внеурочное время начала с разработки программы «Основы проектной  деятельности», которая была представлена  родителям на общешкольном родительском собрании, на  районном семинаре учителей начальных классов,  прошла экспертизу в Департаменте общего образования Томской области ОГУ «Региональный  центр развития образования».

        Основными этапами проектной деятельности являются:

определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы; постановка цели проекта, выбор названия проекта;

обсуждение возможных вариантов исследования;

сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

подготовка и защита презентации;

анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

        Этапы научного исследования:

  1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор метода (методики) проведения исследования.
  5. Описание процесса исследования.
  6. Обсуждение результатов исследования.
  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.

        В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется: по составу участников, по целевой установке, по тематике;

по срокам реализации.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников), коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.

В практике используются следующие виды проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Моя мама лучшая…»).

По срокам реализации работа может выполняться от одного занятия, до одного месяца и даже года.

Далее   проводится диагностика по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе, полученных данных создаётся образ класса, планируется дальнейшая работа. За четыре  года  работы, в рамках реализации рабочей программы «Основы проектной деятельности»,  созданы интересные  детские проекты  и проектно – исследовательские работы. Все они были представлены в рамках школьного научного общества учащихся «Эврика» на научно-исследовательской конференции «Наука — молодым. XXI век».  Работы детей прошли конкурсные испытания на разных уровнях:  стали победителями   Областной научно – исследовательской конференции «Мой первый проект», VI  и VII региональных  фестивалей Проектов  среди общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области, а также регионов Сибири и Дальнего Востока, дипломантами и лауреатами всероссийского конкурса  «Таланты с колыбели. Мои первые открытия  II».

Хотелось бы отметить, что проектную и исследовательскую  деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Работа по созданию портфолио каждого ученика, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты его учебной и внеучебной деятельности, также проводится совместно с родителями.

Воспитание ученика — исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

 

Литература:

 

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос.акад. образования, 2000 г.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

 

  1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995 г.

 

  1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000 г, с 151-157

 

  1. Савенков А.И. «Маленький исследователь»: «Как научить младшего школьника приобретать знания». Ярославль: Академия развития, 2002.

 

  1. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: Методическое пособие. – Томск: Издательство ФГУ «Томский ЦНТИ», 2007 г.

Комментировать

*