Праздники
Праздники России
Погода
Яндекс.Погода
Полезные ссылки

postheadericon Деятельностный подход на уроках математики

Деятельностный подход на уроках математики в образовательной системе «Школа 2100».

Т.И.Алексенко,

учитель начальных классов,

МБОУ«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Верхнекетского района, Томской области

«Любая деятельность может быть

либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология – на науке.
С искусства все начинается,
технологией – заканчивается,
чтобы затем все началось сначала».

В.П. Беспалько

 

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников, т.е. в школе должны быть созданы условия для процесса познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении.

Школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня не может существовать без использования деятельностных и информационно — коммуникационных технологий.

Современные школьники имеют совершенно иной, чем в былые годы психотип. Поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса.

Поэтому в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.

 

С 2006 года работаю по программе «Школа 2100». Одной из ведущих технологий в этой образовательной системе является технология деятельностного подхода.

Идея построения этой технологии простая: в деятельности необходимо выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник школы.

При применении деятельностного подхода на уроках есть возможность организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

Конечно, целостность процесса формирования деятельностных способностей обеспечивается только при том условии, что данная работа проводится в системе. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

Весь учебно-методический комплекс построен на этой технологии, будь то русский язык, математика, литературное чтение или окружающий мир. Уроки укладываются в ранее обозначенную модель. Ни на одном уроке не дается готовый материал, дети сами должны найти выход из затруднения. Роль учителя – наставник, консультант. При таком подходе знания более прочно усваиваются у ребят.

Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом  учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). В образовательной системе «Школа 21000» в математике все тексты задач и заданий содержательных модулей соотнесены с сюжетами следующих книг: Эдуард Успенский «Каникулы в Простоквашино, Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома», Александр Волков «Волшебник Изумрудного города». Астрид Линдрен «Пеппи Длинный чулок», Кир Булычев «Приключения Алисы». Такое содержание учебника  направлено на мотивацию детей к прочтению книг, персонажи которых помогают им учиться, воспринимаются как знакомые и близкие.

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Тексты учебников обращены непосредственно к детям. Работая с ними, ученики ощущают себя в центре игровой ситуации,  участвуют в равноправном диалоге и с авторами, и с персонажами, и друг с другом, и с учителем. Такая работа основана на системе готовых диалогов, вступая в которые и отвечая на вопросы, дети с высокой степенью самостоятельности могут открывать для себя новые знания, учиться действовать, ставить цели, критически оценивать и при необходимости корректировать свои действия. Использование на уроках ситуаций, когда ответ на поставленный вопрос дается не учеником, а персонажем, обеспечивает дополнительные возможности для снятия психологической напряженности, страха ребенка перед возможностью совершить ошибку, поскольку в этом случае ему предложена роль независимого наблюдателя, только лишь оценивающего чужой ответ.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.  Особенность метода — самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе деятельности на уроке способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства — алгоритмы, модели и осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.  Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

При таком подходе, знания у ребят усваиваются более прочно. Они не только успешно учатся, но и с удовольствием участвуют в академических и эвристических олимпиадах, многие из них становятся победителями как на региональном, так на всероссийском уровнях.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика (Моя математика). Учебник для 3-го класса в 3-х частях. – Изд. 3-е, испр. – М. : Баласс, 2010. – 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
  2. Винокурова Н.К.  Развиваем познавательные возможности учащихся. — М: Центральное издательство, 2005
  3. Давыдов В.В.  О понятии развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986
  4. Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006
  5. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика:  из опыта  методической работы. -М.: ТЦ Сфера, 2006
  6. Романовская М.Б. Проекты в младших классах.- Завуч начальной школы- №6-2007
  7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — Рига: Эксперимент, 2000
  8. Сборник программ к комплекту учебников «Образовательная система «Школа 21000», Стандарт второго поколения, — М. : Баласс, 2010.

 

Комментировать

*